Персональные инструменты
Навигация
В долг бюджета переоформляется лишь незначительная часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций.
В бюджетах муниципальных образований расходы на обслуживание долга составляют ничтожно малую величину — от 0,4 до 2% от собственных доходов муниципального бюджета. (Таким образом, муниципальные образования уклоняются от использования предоставленного им БК права переоформления кредиторской задолженности предприятий и организаций в долг бюджета.) Бюджеты при этом сбалансированы номинально, однако объем кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений таков, что при его переоформлении в долг бюджета (даже при условии рассрочки выплат на срок 10 лет), дефицит годового бюджета превысит допустимый БК уровень.
Так, в г. Саратове полный долг бюджета на 01.08.2001 составил 234 млн. руб., кредиторская задолженность — 2 168 млн. руб., в том числе просроченная — 1 767 млн. руб. Расходы на обслуживание муниципального долга г. Саратова составили около 2% объема собственных доходов. В Балаковском муниципальном образовании Саратовской области имели место 24 случая судебного признания кредиторской задолженности муниципальных унитарных предприятий и учреждений долгом бюджета, в результате чего объем переоформленных в долг обязательств составил около 75 млн. руб. из 566 млн. руб. (при этом 518 млн. руб. — просроченная) накопленной кредиторской задолженности (из них 380 млн. руб. — задолженность за ЖКУ и капремонт). В Энгельcском муниципальном образовании объем долга составляет 72 млн. руб., кредиторская задолженность — 57 млн. руб., из них 35 млн. руб. — просроченная, расходы на обслуживание долга составляют 0,4% собственных доходов бюджета. В то же время большинство предприятий ЖКХ фактически являются банкротами.
Есть факты погашения кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений за счет доходов бюджета текущего года, фактически полученных сверх утвержденных представительными органами, а также за счет средств, полученных от реализации муниципального имущества, минуя процедуру переоформления кредиторской задолженности в долг бюджета. Финансирование происходит в форме «…дополнительного финансирования бюджетополучателей на погашение кредиторской задолженности» без внесения изменений в муниципальный бюджет, что является нарушением федерального законодательства.
Есть ряд проблем и в сфере учета долга: на сегодняшний момент администрации муниципальных образований не всегда ведут консолидированный учет кредиторской задолженности муниципальных предприятий и учреждений. Формат ведения долговой книги не позволяет адекватно отслеживать ситуацию с задолженностью перед предприятиями-поставщиками ТЭР и принимать соответствующие управленческие решения. Имеют место факты невключения в Долговую книгу займов, полученных в иностранной валюте. Есть факты, когда программа муниципальных заимствований не включает прошлогодние займы и не всегда представляется на рассмотрение в законодательном органе местного самоуправления, что является прямым нарушением БК.