Персональные инструменты
Навигация
Аспекты бюджетной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируется исключительно из региональных и местных бюджетов.
Расходы бюджетов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» составляют преобладающую часть расходов бюджетов в муниципальных образованиях.
Финансирование расходов на компенсацию затрат по предоставлению населению ЖКУ в большей части регионов производится из средств муниципальных бюджетов (за исключением Ульяновской области) и составляет в среднем порядка 22% расходов муниципального бюджета.
Политика оплаты жилья и коммунальных услуг регулируется Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №425 от 26 апреля 1997 года, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.
В настоящее время действуют федеральные стандарты на 2001 год, установленные постановлением № 965 от 15 декабря 2000 года.
В регионах округа установлены следующие уровни платежей граждан и стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц.
Наибольшее отклонение стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне от федерального стандарта наблюдается
в Ульяновской области. В этой области региональный стандарт стоимости ЖКУ для населения в 1,72 раза больше федерального стандарта, в Саратовской области — региональный стандарт в 1,7 раза больше федерального стандарта, в Пензенской области — региональный стандарт в 1,53 раза больше федерального стандарта.
Установленный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением значительно ниже федерального стандарта в Коми-Пермяцком автономном округе, Республике Татарстан, Нижегородской, Ульяновской, Самарской областях.
Разрыв между «установленным» и сложившимся в регионе уровнем платежей населения косвенным образом характеризует степень согласованности действий региональных и местных властей в сфере политики оплаты жилья и коммунальных услуг.Несоответствия установленных региональных стандартов и федеральных стандартов создают дополнительную финансовую нагрузку на территориальные бюджеты. Исходя из установленных уровней оплаты и предельной стоимости ЖКУ в субъектах и муниципальных образованиях, некомпенсированные расходы предприятий и организаций ЖКХ составляют от первоначально планируемых расходов в бюджетах дополнительно 75% в Ульяновской области, 66 — в Нижегородской области, 52% — в Саратовской области и Республике Марий Эл.
Таким образом, многие проблемы бюджетного финансирования ЖКХ коренятся в неадекватном планировании соответствующих бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровне.
Неточное планирование и недостаточное финансирование приводят к нарастанию кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, рост которой в настоящий период можно характеризовать как системный процесс.
В среднем по России уровень оплаты населением потребляемых ЖКУ составляет 95% суммы выставленных счетов. Сумма выставленных счетов за оплату ЖКУ формируется исходя из нормативной стоимости услуг, уровня расходов семьи не более 22% собственных доходов, среднего числа малообеспеченных семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ, среднего числа граждан, имеющих право на льготы по оплате ЖКУ, и составляет, по нашим оценкам, 53–55% нормативной стоимости ЖКУ.
Таким образом, из бюджетов необходимо компенсировать 50–48% нормативных расходов предприятий ЖКХ.