Персональные инструменты

Навигация

Loading
Вы здесь: Главная | Полезная информация | Законодательная информация | Институт федерального вмешательства и возможные меры федерального вмешательства с точки зрения права

Институт федерального вмешательства и возможные меры федерального вмешательства с точки зрения права

Институт федерального вмешательства и возможные меры федерального вмешательства с точки зрения права

С точки зрения права институт федерального вмешательства понимается как механизм вменения конституционной ответственности — или ответственности за совершение конституционного правонарушения, т.е. за ненадлежащее использование публичной власти — по отношению к субъектам публичной власти, каковыми могут быть и местное самоуправление, и государственная власть субъекта Федерации, а также к должностным лицам и депутатам. Он предстает как принуждение к исполнению требований федерального права в правоотношениях, каждая из сторон которых обязана отвечать за свои действия перед другой стороной. В частном случае принуждения субъекта Федерации к исполнению требований федерального права подобную конституционную ответственность можно назвать «федеративной ответственностью», поскольку она обусловлена нахождением субъекта Федерации в составе ФедерацииI.

Вменение конституционной ответственности должно быть легитимно, а для того, чтобы оно было легитимно, само это действие должно приобрести правовую форму. Поэтому федеральное вмешательство осуществляется только и исключительно при нарушении норм Конституции РФ и федерального законодательства. В этом ее кардинальное отличие от мер политической ответственности, которые могут применяться в отношении тех же субъектов публичной власти, но не в силу нарушения ими норм права, а по мотивам политической важности и целесообразности.

Кроме того, сами меры федерального вмешательства закрепляются Конституцией РФ и федеральными законами. Конституционность мер федерального вмешательства — неотъемлемое условие их легитимности и правового характера государства.

Структура института федерального вмешательства представляет собой систему взаимосогласованных правовых норм, регламентирующих: а) условия для приведения в действие мер федерального вмешательства; б) правовую основу их применения; в) состав субъектов федерального вмешательства;

г) перечень органов, правомочных принимать меры федерального вмешательства; д) процедуры применения мер федерального вмешательства; е) временные или постоянные изменения в государственном устройстве, вызванные применением мер федерального вмешательства.

Институтами, призванными решать вопросы, касающиеся мер федерального вмешательстваII, являются прежде всего судебные органы, на которые возлагается исключительное право по применению санкций в отношении субъектов публичной властиIII. В некоторых случаях такие санкции могут вводиться Федеральным собранием РФ путемпринятия специального закона (частью 4 статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ такой порядок предусмотрен для роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ). Однако круг государственных органов, наделенных различными полномочиями по инициированию и прохождению процесса применения мер федерального вмешательства, значительно шире — это Президент Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ.