Персональные инструменты

Навигация

Loading
Вы здесь: Главная | Новости | информация прокуратуры | Особенности сбора добровольных пожертвований в муниципальных образовательных учреждениях.

Особенности сбора добровольных пожертвований в муниципальных образовательных учреждениях.

Гарантия общедоступности и бесплатности основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях закреплена в Конституции РФ. Также, согласно нормам действующего законодательства об образовании, установлены принципы приоритета жизни и здоровья человека, а также прав и свобод личности. На образовательные организации возложен ряд обязанностей по соответствию качества подготовки обучающихся установленным требованиям, созданию безопасных условий обучения. В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Частым случаем является большая потребность в добровольных пожертвованиях образовательного учреждения для осуществления уставной деятельности, а также закрепленных обязанностей по охране жизни и здоровья, как то: нехватка материального обеспечения, отсутствие защищенности объекта от посторонних лиц, задержки при оплате договоров охраны и т.д. Вместе с тем, такой подход является незаконным, так как исполнение вышеуказанных обязанностей должны быть «заложены в бюджет» учреждения, исключая недостаточность. Как верно указано выше, пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества с определенной целью, но поставить обязанность по предоставлению бесплатного образования, охраны жизни и здоровья людей, реализацию образовательных программ в прямую зависимость от поступающих добровольных пожертвований – неприемлемо и должно решаться при планировании бюджета. Встречаются случаи, когда локальными актами в образовательных учреждениях утвержден порядок получения и использования добровольных пожертвований, с указанием перечня целей. Такие акты, бесспорно не могут быть признаны законными, так как жертвователь в каждом конкретном случае может выбрать цель жертвования. При этом если цель жертвователем не указана – то это не дает полной свободы образовательному учреждению использовать пожертвованное имущество на цели, не являющиеся уставными для него. Следует обратить внимание, что аналогичные вопросы регулируются также Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», одной из целей которого является оказание содействия деятельности в сфере образования. При этом установлено, что никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления В настоящее время образовательными учреждениями не уделено должного внимания вышеуказанному Федеральному закону, так как под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Указанное определение хотя и является соприкосновенным с добровольными пожертвованиями, но вместе с тем имеет более широкий список целей и более упрощенную форму получения необходимой помощи.